Лунный камень. Магические и лечебные свойства лунного камня

Лунный камень. Магические и лечебные свойства лунного камня

Именно такое наименование камень получил за свою характерную окраску. Минерал имеет серебристый цвет с голубым оттенком. На нём хорошо...

Горный хрусталь. Магические и лечебные свойства горного хрусталя

Горный хрусталь. Магические и лечебные свойства горного хрусталя

Горный хрусталь – это одна из разновидностей кварца (двуокись кремния), которая является наиболее распространенным микроэлементом на Земле. Кристаллы кварца...

Гиацинт. Магические и лечебные свойства гиацинта

Гиацинт. Магические и лечебные свойства гиацинта

Само слово гиацинт обозначает не только цветок, но и минерал. Слово имеет древнегреческое происхождение, и восходит к названию цветка...

“Один из драгоценных камней в наперснике первосвященника, именно третий в третьем ряду… Название камня, как полагают, происходит от слова, означающего “вино”. Древние греки считали его амулетом, предохраняющим от опьянения” (Б.Э.).

В греческом языке “аметист” — амефистос, а мефи — “пьянство”; мефисос — “пьяница”. С учетом отрицательной частицы “а”, получается “не пьянство”. Эта фонетическая близость слов и породили легенды о том, что аметист предохраняет от опьянения. Но истоки этого мифа уходят в глубину тысячелетий. Очень интересную позицию по поводу этой этимологии занимал М.Фасмер. Понимая, что это все-таки народная этимология, он, тем не менее, остается в плену этой этимологии и пишет: ’’…восходит к греческому амефистос — “не пьяный”. Этот камень считается средством против опьянения, но, скорее всего, назван так из-за лиловофиолетового цвета, напоминающего сильно разбавленное красное вино, от которого уже нельзя сильно опьянеть ”.

Г.Г.Лемлейн считал, что этот термин появился в греческом языке сравнительно поздно и был переосмыслением иноязычного старинного названия. Из драгоценных камней только аметист широко распространен в природе и не так редок, как другие камни, поэтому он был наиболее доступен разным слоям зажиточного населения. Если сердолик был любимым камнем простого народа, что и отразилось в народной этимологии, связывающей название камня с сердцем, то аметист был любимым камнем знати и жречества. Это отразилось в его некоторых арабских названиях: ашик; хаджар ашик — “любимый; камень любимый”. Но, вероятнее всего, что это калька с его средиземноморского названия. Истоки термина в латинском (или в пралатинском) языке, где амо — “любить’’, а амато — “любимый, возлюбленный”. Возможная этимология: амато плюс суффикс иста (амато-гиста). В лексикон о. Цейлон этот термин попал в форме амбатэста, где амба имеет одно из значений “родной, близкий”. На Ближнем Востоке индийские и цейлонские аметисты зовут йакут банфанджи — “яхонт фиолетовый”. Еще одно название для аметиста джамаст (араб.перс.), вероятно, восходит к персидскому названию камаст. Это сложное слово можно разбить единственным образом: кам-аст, где кам имеет значение “редкий”. Это нас наводит на интересные параллели — в древнетюркском языке кам — “шаман” (откуда камлать — “шаманить”), но общеизвестное шаман обязано своим происхождением приставке ша, означающей “избранный, редкий”. Поэтому раньше в Азии, независимо от материального положения, но ведущие свой род из царского, добавляли к своему имени приставку ша(шо).

“Мурад-IHo…c виду он и простой горец, бедняк, но человек, в родословной которого вырисовывалась линия могучего древнего рода, владевшего горными замками еще во времена походов Искандера Двурогого. Не даром и сам Мурад и его предки носили имена обязательно с приставкой Шо — “царь” (М.Шевердин, “Дервиш света”, Ташк., 1985). И до сих пор, например в туркменском языке “шах, падишах” — ша. Поэтому, не исключено, что термин камаст несет еще и сакральный смысл. Но если мы в этом слове фонетически, хотя и произвольно, выделим мает (ка’мает), то вправе ожидать уже известной нам народной этимологии, так как в персидском языке мает — “пьяный, нетрезвый”. Насколько это случайно, понять трудно.

В средние века аметист дарили любимым, и нам теперь ясно, почему, но кроме этого камень считался предпочтительным при украшении церковных атрибутов. “При посвящении в сан кардинала, посвященному вручалось кольцо с аметистом, отчего в католических странах камень назывался епископским, а на Руси — архиерейским” (Б.Ф.Куликов). Несколько по-иному, как мне кажется, проблема с аметистом решена у армян. В армянском языке ванакн -“горный хрусталь, кварц”, куда, естественно, попадает и аметист, а ванакан — “монах, черноризец, чернец; монашеский, монастырский”. И если одежда патриархов украшалась самоцветами первых порядков, то дешевый горный хрусталь, возможно даже не прозрачный, а молочный, был символом аскетизма, монашества. Но и монахи — люди, и со временем их символическим камнем остался кварц, но кварц благородный — аметист!

Арабы каркаЬаном называют александрит, а в персидском языке этот термин зарезервирован для аметиста. В основе названия, как известно, каИан — “жрец; служитель культа; предсказатель”. Древнееврейское название камня — ахламаг. Это сложное слово. В еврейском языке каЬал (айал-аЬл) — “народ (люди, толпа)”, откуда в русском просторечии слово “кагал”; в арабском языке ахль — “родственники; население, жители, люди”; в греческом охлос — “толпа, множество народа; народ, люди; сброд чернь”; в персидском языке аЬл имеет много значений: ’жители, обитатели; достойный, стоящий; хороший, благородный”, но и является первым компонентом устойчивых словосочетаний со значением “лицо, сведущее в какой-либо деятельности”, как, видимо, и в нашем термине ахламаг. Маг(мог)(перс.), или магос (греч.), или маджус (перс.араб.) означает “маг; зороастрийский жрец, огнепоклонник, зороастриец”. Возможно, термин восходит еще к древним арамеям. “Наиболее ранним клинописным источником, упоминающим об арамеях, являются телль-амарнские таблетки (XV-XIV вв. д.н.э.). В них арамеи называются ахламе или ахламу” (Д.Дирингер).

Удивительно, что тысячелетия с божественностью камня рука об руку шествует винопитие! Слово маг (мог) имеет еще одно поэтическое значение — “продавец вина, виночерпий”, а могкадэ — не только “храм огнепоклонников”, но и “питейный дом”.

Аметист — это единственный драгоценный камень из группы кварца, горного хрусталя.

Свойства камней

Тигровый глаз. Магические и лечебные свойства тигрового глаза


Тигровый глаз

Тигровый глаз по своей сути является кошачьим глазом, где иглы при окислении обрели приятный золотисто-жёлтый, медный или ржаво-рыжий цвет. На свет камень непрозрачен. В природе встречается также его разновидность – соколиный глаз.

Тигровый глаз по своей видовой принадлежности представляет собой одну из разновидностей кварца. Лидерами по добыче этог

...
Подробнее...