Лунный камень. Магические и лечебные свойства лунного камня

Лунный камень. Магические и лечебные свойства лунного камня

Именно такое наименование камень получил за свою характерную окраску. Минерал имеет серебристый цвет с голубым оттенком. На нём хорошо...

Горный хрусталь. Магические и лечебные свойства горного хрусталя

Горный хрусталь. Магические и лечебные свойства горного хрусталя

Горный хрусталь – это одна из разновидностей кварца (двуокись кремния), которая является наиболее распространенным микроэлементом на Земле. Кристаллы кварца...

Гиацинт. Магические и лечебные свойства гиацинта

Гиацинт. Магические и лечебные свойства гиацинта

Само слово гиацинт обозначает не только цветок, но и минерал. Слово имеет древнегреческое происхождение, и восходит к названию цветка...

Библейская энциклопедия сообщает (1891): “Агат (красный) — драгоценный камень, полупрозрачный и прекрасно испещренный. Некоторые думают, что название произошло от р.Ахат в Сицилии, в которой прежде находили этот камень в большом изобилии . Плиний свидетельствует о чудном разнообразии цветов в этом камне, представляющем, то деревья и растения, то облака, строения и пр. Агат занимал второе место в третьем ряду драгоценных камней наперсника первосвященника”. Здесь мы опять встречаем много неясностей. По описанию Плиния под камнем можно понимать либо яшму, либо моховый агат в современном понимании, но опять же эти камни в разряд драгоценных камней не входят. Георгий Амартола ставит агат в разряд драгоценных камней второго или третьего порядка, почти повторяя исчисление камней эфода: "..а же стихъ се имаше сардонихъ, и топазина, изма-рагда. в же анфракса, аспиди, самфуор. г же лигурион, амефоустон, ахатинъ”. Здесь агат в одном ряду с гиацинтом и аметистом, но здесь же Г.Амартола сообщает нам и о цвете агата: “…оубо камык ахитисъ (ахатисъ) оусинь е “. Амартола говорит о черном камне, так как синий — это степень яркости черного цвета от корня си (сиять) (Колосов В.В.). Толкователи Библии считают агат синонимом красного цвета. Теофраст довольно растерянно говорит о камне и чувствуется, что он не очень хорошо представляет, что следует понимать под агатом: “Ахатес тоже красивый камень, его добывают в реке Ахатес на Сицилии и продают по высокой цене”. Он не приводит никаких деталей, по которым можно было бы идентифицировать камень; в этом сходятся все комментаторы. Уже при Теофрасте существовала народная этимология, связывающая название камня с названием известной реки, что означает утрату первоначального смысла названия камня. И до сих пор на юго-западе Сицилии существует река Акате, впадающая в зал.Джела. А на юге Италии — р.Санта-Агата, впадающая в воды Мессинского пролива. Поэтому не совсем ясны попытки отождествить р.Ахатес Теофраста с реками Караби или Каннителло (Э.Кейли, Дж.Ричардс), или с р.Дирилло (Б.Ф.Куликов).

В последнее время высказано предположение о происхождении термина “агат” от названия “акик”. По Бируни акик — “сердолик”. Тверской купец Афанасий Никитин писал: “А въ Кулури же родится ахикъ, а тут его делают и на весь светъ отъкудыва его развозят”.

Все переводчики это слово переводят как сердолик. Название сердолик восходит к слову сард (рубин) — сардлик, поэтому первоначально под сердоликом понимался просвечивающий халцедон только красных цветов, но уже Бируни (XI в.) описывал акик, как халцедон белого, желтого, красного, черного цветов, который добывают в Индии и Йемене. В туркменском языке “сердолик” — ха-кик, в других среднеазиатских языках — акик; в арабском языке акик йамани — “агат, оникс”, хаджар йамани — “агат, халцедон, оникс” (т.е. “камни из Йемена”); акик абъяд — “халцедон”(белый), акик ахмар — “сердолик”(красный). Термин акик, вероятно, относится к иранскому лексическому фонду и восходит к агиги — “алый, пунцовый” и, следовательно, термины сердолик (сардлик) и акик однозначно соответствуют друг другу, являясь синонимами.

В персидском языке агиг — “опал”, агиг йемени — “агат”, агиг салимани — “красный халцедон”.

Другое происхождение и другое цветовое содержание имеет термин “агат”. Например, в таджикском языке “агат” — акики сух-та, дословно — “горелый, черный сердолик”, так как сухта(ир.) -“горелый, сгоревший; сажа, нагар”. Поэтическое определение “агатовый” имеет синоним сиех — “черный”. От слова агат произошел термин гагат — черный ископаемый уголь невысокой твердости, близкой к известняку, и используемый для различных поделок -бус, четок и т.д. Гагатис (перс.) означает и “агат”(редко), так как для агата есть и свой термин — шабранг — “агат; вороной конь”. Теперь если мы посмотрим в сводную таблицу камней эфода, то увидим, что на месте агата стоит еврейское слово шебо. Ша- бэ(перс.) — “гагат, черный янтарь”; термин восходит к слову шаб -“вечер, ночь”. Аналогично и в армянском языке “гагат” — гишер (“ночь”). Те же соответствия мы имеем и в арабском языке: сабадж (шабадж) — “гагат, черные бусы”. Арабское асвад (ашбад) — “черный” и персидское совейда (шобейда) — “черный, чернота” родственны по метатезе.

О черном цвете агата говорят и русские тексты: ’’Камень агатов собою чернь есть имея на себе, аки струи некия белые подобны тонкостию власу”(1534); или “Черной агат”(1717). Очевидно, что агат — это черный драгоценный камень из группы скрытокристаллического кварца или опалов. Благодаря своей редкости, красоте и столь же редкому черному цвету, он и был назван агатом. В семитских языках агат (ахат,ахад) — “один, соло”. Ахади (араб.) — “одиночный, сольный; воскресный”. Последнее значение перекликается с еврейским “выходным” — шабат. В греческом языке Нового Завета агафос (агатос) имеет много значений, но суть слова в понятии “совершенный, благой”.

В Древней Греции агатоэрги — старейшие граждане, числом пять — ежегодно выходят из сословия всадников (Геродот. Клио.67.). Здесь число “пять” перекликается опять же со словом шобат (перс.) — пятый месяц др.иранского календаря (февраль). Выяснить эти интересные глубинные связи выше наших возможностей. Антонимом агатоса является слово эсхатос — “последний, крайний”(откуда эсхатология — учение о конце света).

В индийских пракритах агават (синг.) — “драгоценный, высшего качества, великолепный”; агаэти — “ценный, драгоценный”. В персидском языке а!шд (агат) — “единый, единственный (эпитет Бога)”.

Можно смело предположить, что этот черный камень был редок и дорог уже в древности, а черный камень в эфоде первосвященника действительно единственный — сольный камень; и именно поэтому уже с древних времен в Индии и Китае, в Средиземноморье и Арабистане получили широкое распространение имитации этого редкого камня. Как пишут Корнилов Н.И. и Солодова Ю.П.: “В Индии и Китае для получения густо-черного цвета халцедоны пропитывали раствором меди с последующим прокаливанием. Плиний Старший писал, что в Аравии для получения черного глубокого черного цвета халцедоны вываривали в меду в течение семи суток, а затем доводили эту сахарозу до состояния угля” Вот, вероятно, откуда у таджиков (персов) название камня — акики сухта (горелый).

Теперь мы можем точно назвать камень, который в древности понимался под агатом — единственным черным очень ценным камнем был благородный черный опал. Вторым камнем в третьем ряду судного наперсника был благородный черный опал — кахолонг. Приведем цитату из книги Б.Ф.Куликова: “Благородный опал известей и ценится с древности. Плиний рассказывает историю об опале сенатора Нонния, который возбудил зависть императора Антония, и имя Нонния было включено в проскрипционные списки, с тем, чтобы заставить его откупиться. Однако Нонний предпочел немилость императора и изгнание, но опала (оцененного в 2 млн сестерций) не отдал”.

Сейчас под кахолонгом понимают белый, не просвечивающий и не опалесцирующий, фарфоровидный опал. Камень скорее относится к поделочным камням, заурядным в своем классе камней, которым имена собственные обычно не давали, а особенно столь звучное, как кахолонг. Мы сейчас говорим о восьмом камне наперсника, а когда М.И.Пыляев (1896) говорил О разногласиях по поводу этого камня, он привел мнение “некоторых” о том, что это мог быть кахолонг .

В еврейском языке ка!юл — “синий”; в персидском кокпи -“темно-синий, кубовый”, кокл — “сурьма, черная краска для подведения глаз”, ка!юл — “черный цвет (глаз), чернота”. Интересно, что и в немецком языке Kohle означает “уголь”, то есть “черный”. Вспохмним, что “ахатисъ оубо синь”, а синий цвет — это степень яркости черного цвета. Очевидно, что название кахолонг никаким образом с молочно-белым опалом несовместимо.

Понятия агат, кахолонг, гишер по смыслу родственны понятию “ночь, чернота”, поэтому, читая строки:

“Сели вместе улыбнулись и в лобзании невинном Обнялись агат с агатом и слились рубин с рубином”, не следует спешить обвинять автора (Ш.Руставели) и переводчика (Н.Заболоцкого) в минералогической некомпетентности, как это делают некоторые минералоги. Перевод точен.

Черный благородный опал был редок в течение многих веков, пока в конце XIX века в Австралии не были найдены месторождения опалов, дающие 95% мировой добычи этого замечательного камня. Сейчас благородный черный опал, как и в древности, относится к драгоценным камням второго порядка, наряду с александритом и некоторыми разностями сапфира.

Слово “опал” — древне-индийского происхождения; aupala (санскр.) — “каменный”, upala — “камень, жернов”. Обратим внимание, что упала — не просто “камень”, но “жернов”, а жернова делали из пористых камней, хорошо впитывающих воду (обладающих высокой проницаемостью). С другой стороны ара (санскр.) — “вода” (откуда в иранских языках об,ап — “вода”). Upala, а вероятнее, apa-upala, дающие в контаминации опал, означает по смыслу “водный камень”. Приходится только удивляться мудрости и интуиции древних, так назвавших именно водный кремнезем (твердый гидрогель двуокиси кремния).

Свойства камней

Магнезит. Магические и лечебные свойства магнезита


Магнезит

Наименование этого камня имеет греческое происхождение. Оно связано с названием области в этой стране – Магнасии. По своей видовой принадлежности камень является карбонатом магния. Минерал обычно бывает белого, серого, бурого, жёлтого или песочного цветов. Он отблескивает матовым стеклянным блеском.

Лидерами по добыче магнезита являются такие страны

...
Подробнее...