Лунный камень. Магические и лечебные свойства лунного камня

Лунный камень. Магические и лечебные свойства лунного камня

Именно такое наименование камень получил за свою характерную окраску. Минерал имеет серебристый цвет с голубым оттенком. На нём хорошо...

Горный хрусталь. Магические и лечебные свойства горного хрусталя

Горный хрусталь. Магические и лечебные свойства горного хрусталя

Горный хрусталь – это одна из разновидностей кварца (двуокись кремния), которая является наиболее распространенным микроэлементом на Земле. Кристаллы кварца...

Гиацинт. Магические и лечебные свойства гиацинта

Гиацинт. Магические и лечебные свойства гиацинта

Само слово гиацинт обозначает не только цветок, но и минерал. Слово имеет древнегреческое происхождение, и восходит к названию цветка...

Алмаз — это самый твердый минерал в природе. Только алмазом можно было резать на рубине, сапфире, топазе и на самом алмазе. Сами алмазы отличаются по твердости, естественно, в пределах своей статистической твердости, равной 10 по шкале Мо-оса. “Рекорд в этом отношении побил камень весом в 5,75 карата, принадлежащий гранильщику бриллиантов в Кимберли. Все попытки огранить его окончились неудачей, хотя его пытались обработать в течение трех лет. Владелец оставил все попытки справиться с упрямым алмазом и хранит его, как редкость” (В.Рич, МЛерненко, 1964).

В русском тексте Библии алмаз занимает третье место во втором ряду камней; в еврейском здесь — яшфе. А, мы знаем, что это может быть и яшпе и яспе, следовательно в славянском тексте стоит верно — яспе (яспис, цаспис). Слово еврейское и к нему восходят такие фамилии, как Иошпе и Эшпай (в свое время был известный дуэт Аллы Йошпе и Стахана Рахимова и известный композитор Андрей Эшпай).

В славянском тексте алмаза нет, а яспис в русском тексте стоит на двенадцатой позиции, там, где еврейское яхолом. М.И.Пыляев еще более запутывает проблему, когда пишет: “Игалом. Этим именем назывался восьмой камень в нагруднике у еврейского первосвященника Аарона; по Мартину Лютеру — алмаз, по другим — ка-холонг”. В еврейском тексте на восьмой позиции стоит шебо; под кахолонгом сейчас понимается молочно-белый опал, который в древности вряд ли бы удостоился этого звучного имени. Поэтому, о кахолонге и шебо будет отдельный разговор. В еврейском языке яхалом (ихалом) означает “алмаз”, слово очень точно отражает божественную суть алмаза, поэтому Мартин Лютер был прав.

Как в древности единственным, или почти единственным источником прекрасных изумрудов были копи в пустыне на берегу Красного моря, так единственным источником алмазов на протяжении тысячелетий была Восточная Индия. Мы вправе были бы ожидать, что названия для алмаза в разных языках мира будут близки автохтонным индийским названиям. Этого не случилось. В Индийских пракритах для алмаза существует довольно много названий. Кроме полиэтнического состава населения Индии это объясняется еще и тем, что коренные алмазоносные россыпи протягивались от р. Пеннар через p.p. Кришна, Годавари, Маханади, Брахмани и до правых притоков Ганга (р.р.Кен, Сон). А это по протяженности более 1000 км.

Ваджра — “молния, удар молнии; алмаз; очень твердый; громовая стрела; перун Индры”. Вадура — “алмаз”, возможно, от ватура — “вода”; видура — “стекло; алмаз”; видуругала — “алмаз” или дословно “молния-камень”; виду — “молния, коралл, алмаз”. Последнее сочетание очень интересно: “молния-коралл”. Геологи знают, что часто в толще достаточно мощных песков встречаются причудливые коралловидные сростки прокварцованного песчаника и в любой точке земного шара народные поверья связывают эти “кораллы” с ударами молний.

Диамантийа — “алмаз”, слово произошло из дийа — “вода; мир; победа” и мантийа — “драгоценный камень”. К последнему слову восходит название граната альмандин, посредством арабского аль мантийа.

Только Тибет и древние тюрки заимствовали у индийцев слово почти без изменений: вачир (ваджир) у тюрков и очир у тибетцев. Китай заимствовал понятие “алмаз” через известные иероглифы: цзинь (золото)-ган(сталь)-ши(камень); это слово заимствовали японцы и корейцы, приспособив к своей фонетике, но без изменения иероглифов. Китайское название по смыслу созвучно европейскому “адамас”.

Легенды говорят: “…когда Александр Македонский отправился в Темную страну, то у подошвы одной горы подкова его лошади стукнула обо что-то. Он спросил: “Что это такое?” Мудрецы, бывшие при нем, сказали: “Это алмаз, который происходит от росы небесной, и поэтому аджемы (персы) называют его худай, то есть “божественным”. (В иранских языках худо, худа — “бог, божество”). Этот фрагмент древнего текста дает нам ключ к пониманию таких названий, как алмаз и яхалом. ИоЬалом (йаЬлом), без сомнения восходит к Элохим (Бог), по метатезе Элохим-Эхолом. В персидском — элЬам — “вдохновение, воодушевление; божественное откровение”. Смысл имени Элохим, в отличие от Ад-най объясняется в Шулхан Арухе, кодексе еврейского закона, как “Обладающий силами и могуществом”, поэтому в переводе должно быть “Всесильный” (Д.-Б.Хаскелевич, “Тегилим”, Иерус., 1999). А алмаз, действительно — и божественный и всесильный. Мне представляется довольно загадочным одно обстоятельство — где и когда сербо-хорваты могли заимствовать это слово непосредственно у евреев; так как в сербо-хорватском языке олем — “алмаз”. Слово несомненно восходит к (ях)олем.

Арабское слово аль Мае все без исключения выводят из греческих терминов адамас и адамастос — “непокорный, неукротимый, необузданный” или латинского адамас — “сталь, твердый металл вообще; иногда кремень”. В этих словах корнем является адам, еврейское одем, оформленное окончанием “-ас, -ос”. Слово, как и рубин (одем) имеет смысл — “первейший из…; твердейший, крепчайший и т.д.” Вероятно, европейцы не знакомые еще с алмазом, знали только один самый твердый камень — одем. Позднее, видимо, слово адамантеус — “стальной, твердый, как сталь, несокрушимый” сложилось из двух разнородных слов: адамас — диамантийа, в контаминации — адамант, впоследствии “алмаз” (diamond). Это слово довольно близко по смыслу китайскому названию алмаза.

В арабском слове алмаз корнем является мае, а аль — определенный артикль. Арабское слово аль мае близко по смыслу слову йакут или персидскому худай и еврейскому яхалом, восходит к имени Муса (Моисей) и имеет смысл также “божественный”. Слово “мусульманин” является искаженным от муслим — “покорный

Богу”; в персидском языке — это мослем. Основной догмат мусли-манства — отказ от всяких изображений Бога провозгласил во второй заповеди именно Муса (Моисей).

Армянский язык воспринял два названия алмаза — алмаст и адамасд. Западноевропейское диамант по странному стечению обстоятельств оказалось созвучным таким словам, как деос, диус -“бог, божество”, с одной стороны, и даймон — “бес, злой дух, языческое божество”, с другой стороны. Поэтому не совсем ясно, какие ассоциации вызывало слово диамант у древних греков и латинян.

Но, по-видимому, древнейшим названием алмаза на Ближнем Востоке является шамир. В XIX веке считали, что под еврейским названием шамир скрывается корунд, употребляемый для резки и шлифовки драгоценных камней (М.И.Пыляев). “Мифологический словарь“ дает справку, что шамир (шамур) по одним толкованиям “алмаз”, по другим “волшебный червь”. Из “Трактата Авот”, гл.5, Мишна 6. мы узнаем, что: “Десять сущностей сотворено было накануне субботы в сумерки: уста земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, манна, посох, шамир, письмена, надпись и скрижали”.

“Я приду к тебе и благословлю тебя; если же будешь делать мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло свое, то осквернишь их” (Исх.20). Поэтому и позже при строении Соломоном храма “…ни молота, ни топора, ни всякого другого железного орудия не было слышно…”. Храм строился с помощью волшебного червя “шамир”. “Шамиром же гравировали драгоценные камни для нагрудника и эфода Первосвященника… сначала намечали рисунок тушью, а потом подносили к ним шамир. И камни гравировались сами собой — с той же легкостью, с которой плоды смоковницы трескаются в жаркий день…” (“Агада”, 2000).

В притче “Царица Савская” мы узнаем, где находится шамир; об этом нам сообщает лесной петух Бар: “После долгих наблюдений я нашел такое место; это град Китор в земле Восточной. Прах этой земли ценнее золота; серебра же, что мусора на улице валяется. Деревья, там растущие, посажены еще в первые дни творения и орошение получают из вод эдемских. Дружин множество имеется в той стране, и воины носят венцы на головах, но войну вести не обучены и даже стрелять из луков не умеют ” (“Агада”).

Древнерусское “Сказание об Индийском царстве” дополняет информацию петуха Бара: “Посреди же моего царства течет из рая река Эдем, в той же реке добывают драгоценные камни: гиацинт, сапфир, памфир, изумруд, сардоникс и яшму, твердую и как уголь сверкающую”. Здесь, без сомнения, яшмой назван яспис; эта ошибка будет существовать века, существует она и в наши дни. Перевод “Сказания…” выполнен в XIII веке по греческому источнику, относимому к XII веку. Притча “Царица Савская” много древнее, но интересно, что сообщение петуха Бара о том, что жители восточной страны не умеют воевать, подтверждается и научными данными. Косамби Д., описывая цивилизацию древней Индии, писал об: “…удивительно слабо развитой военно-оборонительной технике. Найденное в Мохенджо-Даро оружие не выдерживает никакого сравнения с великолепно выполненными хозяйственными орудиями. Наконечники копий очень тонки и не имеют ребер жесткости; такой наконечник должен был погнуться при первом сильном ударе. Мечей нет совсем. Прочные ножи и клиновидные топоры служили орудиями труда, а не оружием… бронзовых наконечников стрел в употреблении не было — только каменные…” (“Культура и цивилизация Древней Индии”, М., 1968).

Трудно что-то сказать о происхождении названия для алмаза — шамир, но может быть истоки названия шамир (шамур, шумер), как и название изумруда, находятся в культуре и цивилизации древнего Шумера. Что касается “червяка”, то надо заметить, что наружность сырых алмазов весьма непривлекательна; поверхность добытых кристаллов часто шероховата и покрыта полупрозрачною корою свинцово-серого цвета (М.И.Пыляев).

Таким образом, в русском тексте Библии на шестую позицию ошибочно помещен алмаз, который должен быть третьим камнем в четвертом ряду судного наперсника. Шестую же позицию занимает яспис.

Свойства камней

Галенит. Магические и лечебные свойства галенита


Галенит

Слово «галенит» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовалось от слова «galene», которое в переводе буквально значит «свинцовая руда».

Кристаллы этого минерала обычно имеют форму куба. Встречаются также экземпляры, которые имеют форму октаэдра или ромбододекаэдра. Камень имеет насыщенный чёрный свет со свинцовым отливом. Цвет минерала в тонк

...
Подробнее...