Лунный камень. Магические и лечебные свойства лунного камня

Лунный камень. Магические и лечебные свойства лунного камня

Именно такое наименование камень получил за свою характерную окраску. Минерал имеет серебристый цвет с голубым оттенком. На нём хорошо...

Горный хрусталь. Магические и лечебные свойства горного хрусталя

Горный хрусталь. Магические и лечебные свойства горного хрусталя

Горный хрусталь – это одна из разновидностей кварца (двуокись кремния), которая является наиболее распространенным микроэлементом на Земле. Кристаллы кварца...

Гиацинт. Магические и лечебные свойства гиацинта

Гиацинт. Магические и лечебные свойства гиацинта

Само слово гиацинт обозначает не только цветок, но и минерал. Слово имеет древнегреческое происхождение, и восходит к названию цветка...

Происхождение древних названий драгоценных камней

Человек начал украшать себя с древнекаменного века, это доказано археологическими раскопками. Украшения одновременно были амулетами, оберегами; татуировки, относящиеся к украшениям, были одновременно и магическим знаком рода, племени. Ценность украшений поэтому, была исключительно высокой. Эти традиции оберегов сохранились в тысячелетиях; и до сих пор многие просвещенные люди считают, что аметист предохраняет от пьянства, берилл лечит женские болезни, а бирюза, согласно персидским легендам, спасает человека от царского гнева. Царей и деспотов нет, но до сих пор выходят многочисленные книги о магических и мистических свойствах самоцветов — амулетов и талисманов. И это -не странность, как кажется на первый взгляд. Действительно, от пьянства аметист не спасет, но то излучение красоты, чистоты и божественности, что исходит от редкого самоцвета глубокого цвета может удержать и от плохого поступка, но может подвигнуть и на неимоверные жестокости. История драгоценных камней тому пример. Формулу красоты еще никто не дал, тем более никто не дал и истинную классификацию драгоценных камней, но автор надеется, что в первом приближении идеи автора послужат основой для такой классификации.

Первоначально материалом для украшений были дерево, кость, мягкие камни. Первым минералом, как писал А.Е. Ферсман, был кальцит в виде перламутра раковин. Уже в среднем палеолите известны украшения в виде ожерелий из просверленных раковин. Древнейшими самоцветами, благодаря своей мягкости, были янтарь и гагат, которые наряду с кремневыми и обсидиановыми орудиями являлись предметами межплеменного обмена. Позднее к этим минералам добавились арагонит, агальматолит, бирюза, горный хрусталь, нефрит, агаты и сердолики. В Китае нефрит, известный с древнекаменного века, и агальматолит до сих пор являются любимыми камнями для резьбы. Но настоящие самоцветы могли появиться только с появлением первых царств и первых восточных деспотий. Добыча драгоценных камней и металлов в узких непроветриваемых выработках стала уделом пленников, невольников, рабов. Первые в истории царства возникли в Двуречье, Эламе, Египте, Сирии, Палестине и Малой Азии. Малая Азия, Верхний Египет и Аравийский полуостров богаты камнем, а позднее становятся доступны богатейшие россыпи самоцветов Индии и Цейлона.

Вероятно, первая систематизированная коллекция самоцветов появилась в Египте, где каждому знаку зодиака и, соответственно, каждому месяцу года, соответствовал свой камень. Но единственным письменным первоисточником, где были в жесткой последовательности перечислены и названы двенадцать самых выдающихся камней древности, стала Библия. Читая работы минералогов XIX и XX веков, просто поражаешься, до какой степени надо не понимать значение камня в древности, чтобы предполагать в этом списке янтарь, бирюзу, лазурит и другие не очень дорогие поделочные камни. В специальном нарамнике — эфоде первосвященник Аарон носил на груди двенадцать драгоценных камней. Гнезда для камней были из золота и, дополнительно на плечах было по одному драгоценному ониксу. На каждом камне было выгравировано имя одного из колен Израилевых, следовательно двух одинаковых камней в эфоде быть не могло.

Древнееврейский язык за века рассеяния евреев был в значительной степени утрачен, поэтому в рамках еврейского текста Библии восстановить состав камней невозможно. Но были переводы на греческий язык, когда семьдесят мудрецов выверяли каждую букву, а буквы были только согласные, поэтому приходилось сверять с другими древними текстами и советоваться с еврейскими мудрецами. Но они дали каждому камню точное греческое соответствующее название. Потом было много разных переводов и оригинальной литературы, в которых фигурировали те же камни. Шло время, россыпи и месторождения истощались, самоцветов становилось все меньше, царства уходили в небытие, сообщества людей, условно говоря, демократизируются, названия драгоценных камней постепенно переносятся на более простые, поделочные камни. Но не все, название для изумруда, например, не претерпело никаких трансформаций. А вот царский кроваво-красный сард (рубин) постепенно стал сардионом, сардликом -сердоликом. И во всех этимологических справочниках это название, вслед за Плинием, сближают с “сердцем” и “ликом” — “милый сердцу”, хотя милым сердцу, то есть “любимым” был только один камень — аметист, о чем и говорят его латинское и арабское названия. А как попал полосатый оникс в такую компанию, заставляет недоумевать минералогов всего мира. Анализ всех доступных мне источников однозначно показал, что ониксом был благородный светло-зеленый берилл и в случае с этим камнем славянский текст Библии (перевод с греческого языка) абсолютно точен. Можно до бесконечности спорить, что понимали древние евреи под термином питда, но если знать, что он в значительной степени поступал из Цейлона, то все сомнения отпадут, это топаз, а по-цейлонски (синг.яз) — питта. И в этом случае греческий перевод верен. Казалось бы, какие проблемы могут быть с названием яЬолом, если еще Абрахам Ибн Эзра (1089-1164) писал, что один “мудрец из Испании” объяснил, что это алмаз. Но толковый словарь Эвен-Шошана понимает под этим словом агат, хотя в иврите агат — это барекет, что тоже абсолютно неверно. Но если знать, что древние народы Ближнего Востока звали алмаз “божественным”: худай его звали аджемы (персы) и аль-Мас его звали арабы, то этимология термина становится прозрачной. ЯЬолом по-метатезе родственен ЭлоЬим “Бог” и тогда очевидно, что “мудрец из Испании” был прав.

Из этих примеров видно, что задача, в принципе, решаема и автору представляется, что ему удалось избежать “народных этимологий” при анализе названий камней, которыми богата история минералогии, и объяснить многие заблуждения как античных, так и современных минералогов и геммологов.

Автор выражает искреннюю благодарность своему бывшему учителю, а ныне академику РАЕН П.В. Флоренскому, за более чем благоприятный отзыв на эту работу.

“Пропуск или добавление одной буквы может означать уничтожение всего Мира“ Талмуд

Ефод (слав, “верхняя риза или эфод”) — особая одежда на груди первосвященника. Слово “эфод” выводят из еврейского глагола афад — “связывать”, данное название указывает на одежду, состоящую из двух кусков драгоценных тканей, из которых один покрывал спину, а другой — грудь до пояса. Концы этих половин нарамника связывались на каждом плече особого рода застежкой, каждая из которых была украшена камнем шохам. Считается, что этим камнем был оникс. “И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых: шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по порядку рождения их”.

“Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работаю, как ефод… и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд — это первый ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они“ (Исход, 28).

Предисловие

А.П.Лопухин в “Толковой Библии, Исход” (2003) пишет, что: ”…на основании древних переводов можно с вероятностью предполагать, что в верхнем ряду находились сердолик, топаз и изумруд; во втором — карбункул, сапфир и яспис; в третьем -яхонт, агат и аметист; в четвертом — хризолит, берилл и оникс”. Известный минералог XIX века М.И. Пыляев (1896) приводит несколько отличающийся ряд камней, но в частности пишет: “Если станем сравнивать как по именам камней, так и по порядку их исчисления, например, древний Изборник с 3-мя упомянутыми выше группами: египетского, еврейского и Иоанновского исчисления камней, то легко убедимся, что, хотя наш перечень взят с библейского ефуда, он собственно тождествен и с другими и все эти четыре перечня содержат в себе одни и те же камни”. Мы этого оптимизма разделить не можем, хотя бы потому, что в “Откровении Иоанна” сказано: “И в создании стены его ясписъ: основание первое ясписъ, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, седьмое хризолиф, осьмое вирилл, девятое топазий, десятое хрисопраз, первонадесять иакинф, второенадесять амефист” (“Новый Завет”, 1897). Здесь отличен и порядок и некоторые названия камней; то есть список вне Ветхозаветной системы.

Ахметова Г.Л. и Ахметов С.Ф. в своей книге “От авантюрина до яшмы” (М., 1990) дают еврейские названия камней эфода и свою версию их русских аналогов.

Все эти данные сведены для удобства в таблицу. Камни эфода -это практически первая систематическая коллекция драгоценных камней древности и было бы весьма любопытно на основе этимологии древних названий выяснить, какие принципы были заложены в систему называния драгоценных и поделочных камней и, если удастся, то уточнить порядок исчисления камней эфода — колен Израилевых.

 

АМЕТИСТ.
ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ.
ТОПАЗ,
ХРИЗОЛИТ.
ЯСПИС.
ОНИКС.
АГАТ.
Бирюза
ГРАНАТ.
ИЗУМРУД.
ЖЕМЧУГ.
ГИАЦИНТ.
САПФИР.
ТУРМАЛИН.
АНФРАКС (КАРБУНКУЛ).
АЛМАЗ.
РУБИН.

Свойства камней

Тальк. Магические и лечебные свойства талька


Тальк

Этот минерал является одним из самых распространенных. Крупнозернистая разновидность этого минерала зовется тальковым камнем, также его называют стеатитом. Его цвет варьируется от светло-зелёного до белого. Камень обладает жемчужным блеском. На ощупь он очень маслянистый и чрезвычайно мягкий.

Качество талька зависит от его белизны. Для промышленных

...
Подробнее...
К Вашему вниманию металлокерамическое протезирование зубов с актуальными ценами